Иллюзия контроля и тревога. Проблемы взрослых, которые рано утратили детскую беззаботность. — Психотерапевт Лариса Ситникова

Иллюзия контроля и тревога.
Проблемы взрослых, которые рано утратили детскую беззаботность.

Иллюзия контроля и тревога.
Проблемы взрослых, которые рано утратили детскую беззаботность.

На прием к психотерапевту ведут различные дороги. Некоторые спешат за помощью, чтобы разобраться с только что возникшей ситуацией. Иные понимают, что «жизнь идет как-то не так…»
Многие даже не догадываются, что их проблемы имеют глубокие корни в раннем детстве и связаны они с родителями или значимыми взрослыми.

Процесс становления человека начинается с первых минут жизни.
Мама кормит, пеленает ребенка. Папа убаюкивает, разговаривает с малышом. Бабушки-дедушки стараются быть полезными и заботливыми, делятся чувствами любви, нежности, радости.

Первые шаги, первые слова ребенок познает в присутствии заботливых взрослых. Дальше ребенок формирует свою картину мира, опираясь и беря пример взрослого окружения.
К сожалению, не всем людям выпадает светлое детство. Многим достается трудное детское время, в котором нет рядом надежных защищающих людей.

Отец-неврастеник, которого с волнением ждут, стараясь предугадать, в каком настроении он придет домой.
Пьющий отец или мать, уходящие в многодневные запои и забывающие о том, что рядом есть дети.
Мать, стремящаяся удержать гуляку-отца в семье.
Старший в семье ребенок, ставший младшим братьям и сестрам «мамой и папой», потому что родители заняты своей взрослой жизнью.
Ссоры, скандалы между мамой и папой, постоянно выясняющими отношения.
Одинокая мама, отбивающаяся от наставлений собственной мамы.
Это лишь небольшой набор примеров из проблемного детства, который приводит взрослого за помощью к психотерапевту.

Что же происходит с ребенком во времена скандалов и боев взрослых?
Малыш в такие времена теряется, он сталкивается с ощущением «земля ушла из-под ног». Мир переворачивается, становится непредсказуемым и поэтому опасным. Опасность становится источником беспомощности и тревоги. Ребенок остается один на один с этими сильными чувствами. Вынести их для него – непосильная задача.

На помощь приходит новый способ выживания – наблюдение за взрослыми, которое помогает предугадать развитие их поведения. Ребенок впервые прикасается к иллюзии контроля над другими людьми. То, что можно предвидеть, можно исправить.
«Если я сделаю так, то бабушка и мама не будут ругаться».
«Папа вернется домой и будет с нами жить всегда-всегда, если я поступлю вот так!»

Такой способ поведения спасает детскую психику от разрушения. Маленький человечек начинает верить, что может влиять на взрослых. Этим он спасает себя от непереносимых разрушительных чувств отчаяния и собственной беспомощности.

Со временем ребенок утверждается в правильности избранного пути решения проблем взрослых людей и собственного способа выживания в них: «Я помогу им исправиться, и у нас начнется прекрасная жизнь». Этот вид психологической защиты помогает ему жить в сложных условиях, предложенных ему взрослым окружением.

Чем оплачено стремление выживания?
Ребенок, выросший с уверенностью, что только от него зависит счастье и благополучие его мира, лишается возможности узнать себя, понять границы собственной ответственности и научиться управлять ими.
«Энергия детства», которая должна быть направлена на познание мира и себя, тратится рано взрослеющим ребенком на исследование его взрослого окружения.

Страх развития нового скандала или сложной семейной ситуации заставляет малыша постоянно контролировать взрослых, искать в их поведении малейшие предвестники негативных сцен и стремиться избежать тяжелого исхода. У маленького человека не остается ни сил, ни времени на познание себя. Внутри у него крепнет полученное на максимальном накале чувств убеждение, что мир неожиданно опасен, а человек в нем беспомощно зависим от обстоятельств.

В «сложном» детстве человек усваивает, что он, как бы ни старался, не справится с задачами. Ведь у него же не получилось исправить собственных родителей. А он так старался! В этом он будет видеть исключительно собственную провинность.
Познанные и принятые в детстве безысходность и отчаяние будут накрывать его повсеместно, порождая чувства жизненной усталости и вины.

Чтобы скрыть внутренний хаос и создать некое подобие внутренней гармонии, человеку требуется «расщепление» внутреннего мира. Все детские волнения, тревоги, страхи и беспомощность «замуровываются» и прячутся под псевдо-взрослыми чувствами повсеместного контроля и ответственности за всю Вселенную.
Подобная глобальная трансформация чувств видна даже снаружи. Лицо человека, пережившего детские травмы, закрыто маской «сурового всегда взрослого человека» или постоянной улыбкой псевдо-отпимиста.
Взрослые люди, пережившие детские травмирующие ситуации, другим людям уделяют гораздо больше внимания, чем себе. Это то, чему они научились в детстве. А то, что знакомо и привычно с младенческих лет, используется в дальнейшей жизни не осознаваемо, по привычке. Заботиться о себе, о своих потребностях такие люди не могут. Они просто этому не научились в детстве.

Только длительная психотерапия поможет им «познакомиться» со своими персональными желаниями, научиться их исполнять и при этом получать удовольствие.
На избавления от детских травм и приобретение нового комфортного образа жизни уходит много времени, порой несколько лет. С каждым занятием человеку открывается новое ощущение мира. Сначала непривычное, и этим пугающее. Но исследуя и формируя новую картину мира с помощью опытного психотерапевта, человек начинает жить по-новому. У него появляется возможность вернуться и вскрыть «замурованные» не прожитые чувства, отпустить их, освободив в душе место для новых ощущений.
Узнав себя, свои границы, у человека появляется шанс управлять жизнью. Своей. И только своей. Рядом с другими людьми. И радоваться этому.