Помните, что все идет из семьи? — Психотерапевт Лариса Ситникова

Помните, что все идет из семьи?

Помните, что все идет из семьи?

Наше становление и процесс социализации происходит в семье, и нарушение семейных взаимоотношений будут способствовать проявлению патологии.

С самого детства наш проводник в жизнь — это мама, и от того как ваш самый близкий человек ведет себя по отношению к вам и миру, будет зависеть ваше психологическое и физическое здоровье.  Вот самые распространенные модели поведения матерей, порождающие психологическое нездоровье ребенка:  доминирование, сверхвключенность, высокая тревожность, авторитарность, враждебность, навязчивость, требовательность, внутренняя неудовлетворенность.

Важным условием гармоничного развития и здоровья ребенка является  благополучная семья и мир в доме. Поэтому если родители будут психологически компетентны: уважать и поддерживать своего ребенка, давать ему право выбора, заботиться о нем и друг о  друге, можно смело утверждать, что ребенок вырастит более стрессоустойчивым, а значит здоровым.

Трудности в семейных отношениях между супругами отражаются на физическом состоянии ребенка или на его поведении, и вылечить это можно с помощью психологической коррекции поведения родителей и ребенка.

Не так давно ко мне обратилась клиентка — бабушка, с переживаниями о том, что ее внук, с которым она сидит пока родители работают, очень агрессивен и, как потом выяснилось, часто болеет. Во время игры-терапии с ребенком, я дала всем игрушкам роли: мамы, папы, бабушки и мальчика. Ребенок не подсознательно наделял их своими характерами и отличительным поведением, не подразумевая, что модель игры будет отражать отношения в его семье, а не вымышленных персонажей. Так вот во всех играх, бабушка либо попадала под поезд, либо срывалась с моста, либо ее переезжал автомобиль. Когда я уточняла, почему именно с бабушкой происходят несчастные случаи, мальчик отвечал, что она слишком строгая, ничего не разрешает и постоянно «читает морали». Дело оказалось совсем не в мальчике и его агрессивности, а в неправильном поведении бабушки по отношению к внуку. Я поинтересовалась у клиентки, кто сидит с внуком, когда он болеет, бабушка ответила, что маме приходится все время отпрашиваться с работы. Очевидно, что мальчик заболевал потом, что не хотел находиться с бабушкой. Проблему из-за своевременного обращения мы решили быстро, и она не обрела серьезные последствия.  

Однако не все родители готовы признавать свою причастность к появлению проблем и не готовы пересматривать устоявшуюся в семье систему взаимоотношений. Когда ребенок заболевает, его ведут к врачу и редко задумываются о возможных психологических причинах болезни. Поэтому очень важно наблюдать за своими детьми и учиться чувствовать их.  Если к медикаментозному лечению добавить психотерапевтическое, можно достичь гораздо большего успеха — повысить психологическое здоровье ребенка и снизить частоту заболевания.

Часто бывает, что детские заболевания «выгодны» ребенку. Общая беда объединяет, лояльность общества и снижения запросов социума, поддержка близких и улучшение отношений между родителями. Поэтому очень важно найти эту «выгоду» от детской болезни, и понять, как можно решить проблему и без «помощи» получить желаемое.

Cистемный семейный психотерапевт Лариса Ситникова